Работа с гипсом

Гипсовый рельеф

При ремонте жилых помещений обломки сухой штукатурки идут на свалку. А ведь это прекрасный материал для декоративных изделий. Сухую штукатурку - гипс, оклеенный картоном,- строители называют еще гипсокартоном. Выпускается он листами длиной от 250 до 480 см, шириной - от 60 до 120 см и толщиной - от 0,8 до 2,5 см.

Гипс - материал необратимый. Гипсовое изделие может пролежать в воде многие годы и остаться целым. Правда, оно станет мягким, податливым ножу и стамескам. Этим свойством и воспользовались мастера гипсового рельефа. В их умелых руках бросовый материал преображается до неузнаваемости. С помощью простейших инструментов и несложных приспособлений из обрезков гипсовых плит изготавливают рельефные бордюры карнизов, потолочные розетки, настенные панно. Все эти декоративные изделия могут украсить не только ваше жилище, но и класс, вестибюль, актовый зал школы. Расскажем, как выполняется гипсовая резьба.

Выбрав из обломков сухой штукатурки самые крупные куски, осторожно опилите мелкозубой ножовкой их края. Затем снимите с лицевой стороны картон, предварительно смочив его теплой водой. Без картона сухая штукатурка становится ломкой, обращаться с ней нужно осторожно. Чтобы не сломать заготовку, наклейте ее на жесткую основу: толстый картон, фанеру, оргалит или древесно-стружечную плиту.

Для работы вам потребуются резаки, кольцевые резцы и скребки. Сделайте их из пришедших в негодность ножовочных полотен. Сначала при температуре 750-780°С отожгите полотна - нагрейте их до красного цвета. Именно этот цвет, называемый кузнецами красно-калом, соответствует указанной температуре. Остудите полотна на воздухе, разрежьте на заготовки и изготовьте из них инструменты, показанные на рисунке 4 А.

Заточенные детали вставьте в деревянные колодки, предварительно сделав в них пропилы. Просверлите отверстия под заклепки, извлеките резаки из колодок и закалите их режущие части при температуре примерно 800°С. Обычно такую температуру имеет сталь, раскаленная до светло-красного цвета. Нагретую заготовку опустите строго вертикально в воду. После закалки сталь станет твердой, но в то же время и хрупкой. Чтобы снизить внутрикристаллическое напряжение, нагрейте заготовки до появления на поверхности металла светло-желтого (соломенного) цвета побежалости, а потом сразу же опустите в машинное масло. После отпуска (так называется эта операция) инструменты тщательно протрите, вставьте (кроме кольцевых резцов) в пропилы деревянных колодок и закрепите клепкой. Кольцевые резцы вставляются в круглые деревянные ручки.

Теперь можно приступить к работе.

Скребками, имеющими прямоугольный изгиб, вырезают в гипсовой плите канавки с разнообразными профилями (рис. 4 Б). Канавки выбирают постепенно, несколько раз проводя по одному и тому же участку. Чтобы канавки были ровными, исполь-зуйте деревянную линейку. Кольцевые канавки получают с помощью скребков, укрепленных на вращающихся деревянных рейках. Кольцеобразные резаки применяют, когда нужно получить глубокую канавку. Скребком с вогнутой режущей частью вырезают круглые профилированные лунки (рис. 4 Б, справа). Резаки, показанные на рисунке 4 В, используют для прореза-ния контуров рельефов, проработки отдельных деталей, а также в качестве скребков для окончательной отделки.

А теперь попробуем освоить приемы резьбы по гипсу на примере розетки под висячий светильник (рис. 1). В зависимости от высоты потолка она может быть диаметром от 25 до 40 см. Желательно для нее иметь целую заготовку толщиной 2,5 см. Если же вам не удастся подобрать кусок сухой штукатурки такого размера, соберите его из нескольких частей. Нужную толщину можно получить, склеив заготовку из двух-трех слоев тонкой сухой штукатурки.

Проследим, как выполняется резьба собранной из четырех частей розетки.

Уложите лист штукатурки на ровную поверхность стола. В центре начерченного карандашом круга просверлите отверстие. На деревянной рейке закрепите шурупами фигурный скребок. Режущая часть его должна соответствовать профилю канавок и валиков, которые вы хотите вырезать на гипсовой плите. Установив рейку со скребком на гвозде, вставленном в центральное отверстие, обильно смочите губкой гипсовую плиту. Как только гипс пропитается водой, можно начинать работу. Вращая скребок по кругу и углубляя его в гипс, вы получите валики нужной конфигурации (рис. 4 А). В процессе работы не забывайте удалять щеткой или широкой щетинной кистью гипсовые крошки. Постоянно следите, чтобы гипс был хорошо увлажнен.

Следующая операция - нанесите карандашом контуры лепестков и прорежьте их резаком (рис. 1 Б). Затем выберите фон вокруг лепестков и окончательно доведите каждый из них до нужной конфигурации (рис. 1 В). В той же последовательности выполняется резьба верхнего, меньшего по диаметру круга.

Розетки могут быть не только круглыми, но и, например, квадратными, со скругленными углами (рис. 2). Обычно заготовку для квадратной розетки склеивают из двух слоев гипсокартона. Желательно, чтобы нижний слой состоял из целого куска. Для резьбы используют кольцевые резцы - ими выбирают гипс в углубленных элементах орнамента, а также различные скребки - ими обрабатывают рельефный контур.

На потолке розетку крепят шурупами и гипсовым раствором. Чтобы шурупы не ржавели, их предварительно покрывают тонким слоем лака. В гипсовом изделии отверстия сверлят с таким расчетом, чтобы шляпки шурупов утонули в них. Прежде чем окончательно посадить розетку на шурупы, поверхности деталей, соприкасающиеся друг с другом, а также с потолком, смазывают . жидким гипсовым раствором. Чтобы обеспечить более надежное сцепление материалов, стыки деталей смачивают водой. Закрепив розетки на потолке, гипсовым раствором замазывают щели в стыках, а также углубления, сделанные под шу-рупы. Белят розетки вместе с потолком во время ремонта квартиры.

И еще совет: однотонные рельефы располагайте на стенах с боковым освещением, тогда свет будет выгодно подчеркивать каждую его деталь, придавая композиции особую выразительность.

Резьбу по сухой штукатурке можно дополнить техникой сграффито. Делается это так.

На поверхность увлажненной плиты широкой кистью нанесите краски: сначала клеевую, потом темперу или гуашь (рис. 3 А). Не дав краске высохнуть, принимайтесь за резьбу. Постоянно следите, чтобы гипс с красочным слоем оставались влажны-ми. Чтобы замедлить высыхание, окрашенную гипсовую плиту прикройте целлофановой пленкой. По мере выполнения резьбы пленку постепенно сдвигайте. Выполняя резьбу, вы обнажите светлый неокрашенный гипс. На контрасте - окрашенный тем-ный и неокрашенный светлый гипс - и строится резная композиция (рис. 3 Б). При необходимости отдельные детали закон-ченного рельефа можно слегка подкрасить другими красками. Не забудьте при этом увлажнить гипсовую поверхность.

Приемы художественной обработки сухой гипсовой штукатурки, о которых мы рассказали, конечно же, не исчерпывают всех возможностей этого простого и широко доступного материала. Надеемся, что, освоив гипсовую резьбу, вы сможете до-полнить ее своими техническими и художественными решениями.

Автор: Г. ФЕДОТОВ

Слепки-барельефы

В свое время в Москве, Ленинграде, Омске и других городах демонстрировалась выставка В. С. Гребенникова - несколько десятков совершенно необычных экспонатов. Здесь были и керамические плитки с яркими, выдавленными бабочками, отчеканенные в металле жуки, метровые цветные портреты насекомых, вдоль стен висели барельефы самых обычных растений; в небольших витринах - объемные картины: подводная жизнь, разрез цветка, летящая муха, инфузории...

Гребенников поломал традиционные рамки изготовления музейных экспонатов, предложив свой широкий набор методик. Некоторые из них относительно просты. И, воспользовавшись ими, каждый любитель природы сможет пополнить новыми экспонатами свою коллекцию.

Сам Виктор Степанович называет этот метод слепками. Необходимые материалы - пластилин и гипс.

Изготовление достаточно просто. К размягченной пластилиновой пластинке прикладывается растение (рис.1) и прижимается (рис. 2). При этом на пластилине отпечатываются все мельчайшие подробности строения растений: волоски, устьица, жилки.

Следующий этап - приготовление формы. Для этого оттиск обкладывается пластилиновыми "колбасками" или в него втыкаются картонные пластинки.

Следующий этап - заливка гипса. Гипс, разведенный водой до консистенции сметаны, заливается нетолстым слоем в формовочное корытце (рис. 3). Чтобы пузырьки воздуха не застряли в углублениях, первый, тонкий слой гипса энергично "гоняется" мягкой кисточкой по дну формы. Через некоторое время гипс доливают до краев формы. Если предполагается получить большой слепок, то хорошо внутрь положить каркас - алюминиевую проволоку (рис. 4).

Когда гипс окончательно отвердеет - минут через двадцать, - весь комплект нужно опустить в таз с горячей водой. Через несколько минут пластилиновая форма легко снимается (рис. 5). Получается готовый слепок.

Следующий этап - раскраска. Лучше всего раскрашивать гипс акварельными красками, положив рядом натуру (рис. 6).

Если нужно сделать слепок цветка, например, тюльпана, его предварительно надо загипсовать. Первый и второй слои гипса внутри цветка наносятся кисточкой, а когда гипс застынет, цветок "доливают" до краев. Теперь он, не оминаясь, входит в пластилин (рис. 7).

Слепок внутренней части цветка делается аналогично. Только гипс наносится сверху (рис. 8).

Готовые отпечатки на гипсе - "позитивы" (рис. 9).

рисунок 9

 

Объемные блоки.

Блоки - стопка стекол с прокладками. На каждом стеклышке нарисована часть изображения так, что в собранном виде получается объемная картина. Темы могут быть любые: от строения инфузорий до лунных ландшафтов.

Например, рассчитанный на один цвет натюрморт "Стакан чая" (рис. 10).

Возьмите четыре отмытые фотопластинки (6х9 см) и разрежьте их пополам. Скопируйте на них рисунки отдельных элементов. Гуашь или акварель лучше всего наносить обыкновенным стальным пером или тонкой кисточкой. По углам стекол приклейте прокладки - кусочки спичек. Теперь надо собрать стереоблок. Лишние штрихи надо осторожно соскоблить ножом или бритвой. Затем смажьте клеем прокладки и соберите стереоблок окончательно.

Высота прокладок зависит от толщины стекол. Поэтому, если вы возьмете оконные стекла, то прокладки надо взять потоньше.

Точно таким же методом можно создавать витрины и витражи.

рисунок 10

рисунок 11

Муравейник в комнате.

Держать в доме для изучения можно многих насекомых. Проще всего - древесных муравьев. На фотографии живой экспонат - часть семьи черных муравьев-древоточцев (рис. 12). Для этого в эмалированный таз насыпается лесная подстилка и ставится стеклянная банка. На нее - часть трухлявого пня. Пень надо подготовить заранее, наклеив на него в нескольких местах "смотровые площадки" и пару "путеводов" вниз. Чтобы ваши питомцы не разбежались, края таза надо посыпать тальком и время от времени добавлять его. На верхней смотровой площадке лежит стеклышко с кормом. Очень много интересного можно увидеть, наблюдая за жизнью муравьев, живущих в вашем домашнем муравейнике.

рисунок 12

 

Зеркальные муляжи.

Из экрана, "вылезая из кадра" крыльями, видна увеличенная в тридцать раз модель мухи-журчалки. Это стереозеркальный муляж. Рядом в пробирке - натурщицы (рис. 13).

Любой объект, обладающий двусторонней симметрией, можно изобразить подобным образом.

рисунок 13

рисунок 14

На этом рисунке (рис. 14) - разрез муляжа. Левая половинка туловища мухи вылеплена из пластилина, в нужных местах воткнуты щетинки из волоса, к голове приделан левый усик. Крыло вырезано из прозрачной пленки. Жилки точно нарисованы с фильмоскопа (можно использовать фотоувеличитель). Три левых ноги изображены на стеклах гуашью. Вся правая часть мухи отражена зеркалом. Выявился неожиданный эффект: в размахе крыльев насекомое оказалось больше коробки, в которую оно заключено.



© Сногсшибательные Секреты Народных Умельцев
www.dokatorg.com